Формирование и поддержание системы ценностей.

Ценность— это все то, что окружает человека в мире, что наполняет его жизнь смыслом и значением.

В процессе социализации как отдельная личность, так и общество в целом

обретают систему культурных ценностей, выраженную в убеждениях, идеалах, устремлениях и целях в нравственной, политической, правовой и иных сферах.

Все функции социальны, т.е. предназначены для обеспечения жизнедеятельности как индивида, так и всего человеческого сообщества.

3. Культурная картина мира: основные концепты.

КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА — система интуитивных представлений о реальности.

Каждому отрезку исторического времени соответствует своя Культурная картина мира. К.м. древних индийцев не похожа на К. м. средневековых рыцарей, а К. м. рыцарей не похожа на К. м. их современников-монахов.

У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными.

Все элементы жизни, бытия, реальности структурируются (систематизируются, понимаются, определяются) некоторыми общими идеями, которые выражаются в категориях (концептах) культуры.

Категории культуры — это самые общие представления и установки, из которых исходят люди в восприятии и понимании всего, с чем они сталкива­ются в своей жизни.

Категории (концепты) делятся на две группы.

В первую входят онтоло­гические категории, относящиеся ко всем объектам, с которыми люди име­ют дело. В этих категориях выража­ются представления о самых общих, универсальных атрибутах окружающе­го нас объективного мира. К ним отно­сятся, например, пространство, время, движение, изменение, свойство, каче­ство, количество, причина, следствие, случайность, закономерность и т. д. Эти категории применимы к любому объекту, как в природе, так и в обще­стве. Поэтому люди могут пользовать­ся ими для описания какого-либо объек­та даже тогда, когда о нем известно очень мало или же вообще ничего не известно: ведь все равно можно думать, что самый таинственный объект все-таки существует в пространстве и во времени, что он обладает какими-то ка­чественными и количественными ха­рактеристиками, что есть какие-то при­чины его появления и пр.

Вторая груп­па категорий культуры включает социальные категории, характеризую­щие человека и общество, основные, важнейшие обстоятельства обществен­ной жизни людей, их деятельности, их духовного мира. Это, например, труд, собственность, власть, государство, сво­бода, справедливость, добро, совесть, долг и т. д.

Обе группы категорий тес­но взаимосвязаны, поскольку грань между онтологическими и социальны­ми категориями относительна и в раз­ных культурах проводится по-разному. В разных культурах содержание категорий представляется по-разному.



Категории — это базисный семантический «инвентарь» культуры. Они вплетены в структуру языка, на кото­ром люди разговаривают, и охватывают все культурное пространство. Они пронизывают ментальное поле культу­ры подобно силовым линиям. Своеобразие всякой культуры выражается в том,каковы ее основные категории, как они соотносятся и какой смысл в них вкладывается.

Например, ментальность индийской культуры зиждется на таких категориальных представлениях, как переселение душ («метемпсихоз»), иллюзорность, нереальность вещественного мира («майя»), существование потустороннего подлинного бытия («брахман», «атман»), достижение выс­шего блаженства в слиянии с ним («нирва­не») и пр. С этими представлениями связа­ны типичные черты индусских идеалов жизни: особая значимость духовного само­созерцания и самоуглубления в свой внут­ренний мир, пассивность и созерцательность по отношению к внешнему миру, поиск спо­собов самосовершенствования и подчинения телесного начала духовному. Смерть для индуса — лишь смена душой тела, в кото­ром она пребывала, и они страшатся не столько смерти, сколько «кармы» — дальнейшей судьбы своей души, которая может за совершенные человеком грехи подвергнуться дальнейшим страданиям, оказав­шись в теле какого-то низшего существа.

Древнеегипетская ментальность, наобо­рот, предполагала, что жизнь человека про­должается после смерти в том же виде, как она проходит у него на земле. Поэтому египтяне всю свою жизнь мыслили как под­готовку к вечному существованию, тща­тельно заботились о сохранении тел умер­ших, увековечении их физического облика в камне, устройстве могильников с необхо­димыми для жизни вещами. Категории жиз­ни и смерти очерчивали у египтян главную тему их духовных переживаний.

В античной ментальности важнейшую роль играли идеи красоты, гармонии и соразмерности человека и космоса. Древнегре­ческая скульптура, архитектура, поэзия, философия свидетельствуют, что у древних греков эти идеи были одними из главных стимулов творческой деятельности.

Она включает в себя и общедоступные компоненты научного знания (некоторые астрономические сведения о космосе, физические представления о макро- и микромире, основы биологии и пр.), и религиозные верования, и данные жи­тейского опыта, причем логика соеди­нения всех этих разнородных элемен­тов весьма неопределенна, что допус­кает различные варианты отбора, систематизации и истолкования содер­жания этой картины. Однако при всей своей «разношерстности», нестрогости и подчас причудливости сочетания ра­циональных и иррациональных моти­вов картина мира все же выполняет в культуре интегрирующую функцию и объединяет различные культурные фе­номены и формы в некую общую «раму», придавая им тем самым опре­деленную целостность. Выявлением и анализом содержания картины мира, приведением ее в форму логически упо­рядоченного мировоззрения занимает­ся философия.



4. Сорокин П.А. Основные положения исследования Сорокина «Социальная и культурная динамика»

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)— основоположник русской

и американской социологических школ.

Его теория существования суперсистем культуры— одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX века. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937-1941).

Все культурные системы философ делит на 3 основных типа, которые, по его мнению, и образуют 3 суперсистемы: две противоположные друг другу— идеациональную и чувственную (или сенсативную) и третью — смешанную, промежуточную между ними – идеалистическую.

В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности.

Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеа-

циональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период.

1) Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало.

Эта культурапо своей сути религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности»

Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, древнего Китая (VIII — VI вв. до н.э.), древней Греции (IХ-VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V-ХII вв.

Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями— сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события.

Высшей идеациональной истиной является «истина веры».

Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом.

Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои— карались с особой жестокостью, часто публично.

2) Чувственная — реальна, адекватна восприятию наших органов чувств. Чувственная (или сенсативная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с ХV века этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе, включая и XX столетие.

Сенсативное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства— доставить удовольствие реципиенту (т.е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу.


8696303421548849.html
8696376831117490.html

8696303421548849.html
8696376831117490.html
    PR.RU™